Первые опыты с железными дорогами относятся к древности, когда многие дороги общего пользования имели специальные колеи. Это обеспечивало стабильную перевозку тяжелонагруженных транспортных средств, запряженных лошадьми. На протяжении веков этот тип железной дороги использовался, в частности, на основных путях сообщения или в шахтах. Во время промышленной революции был изобретен паровоз. Это изобретение считается началом современной железной дороги. Сегодня по рельсам и шпалам железобетонным ш1 ходят не только локомотивы и электровозы, но и развиваются скоростные и магнитные железные дороги.
Начало железной дороги
Считается, что уже более 4000 лет в дорогах делают специальные канавки для улучшения транспорта. Таков был принцип работы конно-железных дорог в древней Ассирии более 2500 лет назад и в Риме на основных транспортных путях. Колеи также можно найти в каменоломнях Древнего Египта и Греции и на римских дорогах. Интересным примером использования железнодорожного транспорта в древности является Диолкос, использовавшийся с 600 г. до н.э. на протяжении более шести с половиной столетий , протяженностью 6-8,5 км, с помощью которого корабли перемещались через Коринфский перешеек в Древней Греции. . Эта аббревиатура позволяла древним кораблям избегать длительного и опасного окружения полуострова Пелопоннес.
Еще одним изобретением стало создание деревянных рельсов на рубеже Средневековья и раннего Нового времени . Первые записи об этом растворе относятся к 1515 году. Деревянные рельсы использовались в шахтах для тяжелого транспорта. Однако древесина быстро гнила, а после дождя было скользко и вагоны не составляло труда сойти с рельсов. Он был основан в 1603-1604 годах близ Ноттингема, в Великобритании, так наз. Wollaton Wagonway широко известен как первый в мире наземный железнодорожный вагон.. Созданная Хантингдоном Бомонтом и сэром Персивалем Уиллоуби тропа из деревянных рельсов имела длину чуть более 3 км и использовалась для перевозки каменного угля. Лошади тянули экипажи или сани, а экипажи катились по деревянным рельсам.

Промышленная революция — создание паровоза
Великобритания также перешла от промышленного транспорта к общественному транспорту с механическим приводом. Здесь началась промышленная революция. В 1803 г. была построена первая общественная конно-железная дорога для грузовых перевозок, а в 1807 г. — и для пассажирских. С 1804 года Ричард Тревитик проводил испытания паровозов. Однако в 1812 году Мэтью Мюррей и Джон Бленкинсоп сконструировали первый паровоз, имевший успех не только в плане конструкции, но и в коммерческом отношении. Это был двухцилиндровый паровоз под названием «Саламанка », который работал в шахте Лидса на узкоколейной Миддлтонской железной дороге .
В 1825 году Джордж Стефенсон запустил первую общественную железную дорогу, соединившую города Стоктон и Дарлингтон. Это привело к интенсивному развитию железнодорожного транспорта. Вагоны с углем тянули паровозы, но до 1833 года пассажиров перевозили с помощью лошадей. В 1830 году была введена в эксплуатацию первая линия чисто паровой тяги . Он связал Ливерпуль с Манчестером. Спроектированная и построенная Джорджем Стефенсоном , линия имела финансовый успех и повлияла на развитие железных дорог в Великобритании в 1830-х годах.
С Британских островов новые решения были доставлены в континентальную часть Европы. Здесь тоже началось с конной тяги — первые такие линии общественного транспорта были созданы в 1827 году. Однако стоит отметить, что введение паровозов
на материке было отложено примерно на 7 лет по сравнению с Великобританией. Однако, когда была введена первая железная дорога с паровой тягой, железные дороги быстро развивались по всей Европе.
Первые трамваи в мире
В 1804 году в Великобритании также была проложена первая железнодорожная линия, известная как трамвай . Железная дорога Суонси и Мамблз использовалась для перевозки угля и железной руды. Пассажирский трамвай запустили через 3 года, а вагоны тянули лошади. Электрические трамваи были построены только несколько десятилетий спустя. На первой линии электрического трамвая пассажиров перевозил экспериментальный трамвай, построенный Вернером Сименсом , который с 1881 года курсировал в Гросс-Лихтерфельде, который сегодня является одним из районов Берлина.
Первый в мире электрический трамвай конструкции Вернера фон Сименса двигался с максимальной скоростью 40 км/ч и перевозил одновременно 20 человек. Судя по всему, через 3 месяца после запуска линия перевезла уже 12 000 пассажиров. Фото википедия, общественное достояние
Интенсивное развитие железных дорог
Со временем вводились все новые и новые улучшения и удобства. Очень часто, еще на заре истории железных дорог, использовались канатные опоры, например, для буксировки вагонов по крутым склонам. Благодаря работам, в том числе упомянутого выше Эрнста Вернера фон Сименса , или Томаса Альва Эдисона , в конце XIX века стала внедряться электрическая тяга. Первоначально он использовался в трамвайных линиях, сетях метро (самое старое метро в мире — лондонское метро, работающее с 1890 г.) и пригородных поездах. В середине 20 века шло интенсивное развитие электрических железных дорог . Еще одной важной вехой стало появление в 1964 году в Японии первых высокоскоростных железных дорог.
Самым современным решением являются магнитные железные дороги , рекорд скорости которых был достигнут в 2015 году в Японии поездом MLX01 — 603 км/ч. Сегодня железнодорожные линии различных решений с разной степенью современности встречаются на каждом обитаемом континенте.